НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Современный этап развития системы образования Республики Казахстан характеризуется широкомасштабным реформированием.
Согласно Государственной программе развития образования в республике Казахстан на каждом уровне образования внедряются совершенно новые модели образовательных систем.
В контексте Послания Президента Республики Казахстан формирование стратегии в любой области является главным условием интеграции в мировое образовательное пространство. В такой ситуации основные цели и задачи образования профессиональной школы республики значительно расширяются: нужно не только готовить специалистов в традиционных областях деятельности, но и способных формировать элементы цивилизации в любой сфере деятельности.
Деятельности методического кабинета по формированию профессионально-педагогического потенциала педагога колледжа строится на принципах открытости и самоорганизации. Анализ деятельности педагогического коллектива показал наличие свободной творческой атмосферы, уровень морально-психологического состояния удовлетворенности педагогических работников, позитивную динамику самоуправления и соуправления, заинтересованность в инновационных преобразованиях.
Педагогический коллектив работает над реализацией учебно-методической проблемы: «Совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов в условиях модернизации технического и профессионального обучения».
Миссией колледжа является предоставление качественных образовательных услуг, обеспечивающих формирование конкурентоспособных и профессионально-компетентных выпускников, подготовленных к эффективной работе по специальности на уровне современных стандартов; развитие личности, готовой к социальной и профессиональной мобильности в условиях динамично меняющихся потребностей современного общества.
Научно-методическая деятельность колледжа организует последовательную систему совершенствования педагогической компетентности преподавателей.
Цель работы: создание условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива, профессионального мастерства каждого преподавателя, направленного на подготовку социально адаптированного, конкурентоспособного специалиста.
Методическая работа в колледже заключается в оказании реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного преподавателя. Методическая работа ориентирована на обеспечение высокого качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Координирует методическую работу методический совет.
Основные направления научно-методической работы
Научно-методический процесс организуется в соответствии с основными стратегическими направлениями развития колледжа и реализуется по следующим направлениям:
- развитие профессиональной компетентности педагогов
- научно-методическая деятельность
- исследовательская деятельность
- внеурочная работа со студентами
- мониторинг и оценка НМР
- совершенствование содержания, форм, методов обучения
Ежегодное планирование научно-методической работы осуществляется в соответствии со Стратегическим планом колледжа, в котором отражены миссия, цели и задачи колледжа.
Ежегодно на педагогическом совете колледжа в начале учебного года методист доводит до сведения педколлектива цели, задачи и направления методической работы, а в конце учебного года на педагогическом совете подводятся итоги работы методической деятельности.
Методической деятельности колледжа отводится координирующая роль в повышении квалификации педагогов. Одна из распространенных форм, способствующих повышению профессионального мастерства является открытый урок. В колледже ежегодно в планах цикловой комиссии указывается количество, тематика открытых уроков. Мастер-классы дают опытные преподаватели для слушателей школы молодого педагога, школы профессионального становления. Уроки соответствуют современным требованиям методики преподавания дисциплин в колледже. Широко применяются информационные технологии, используется ИАД, компъютеры.
Научно-методическая деятельность колледжа организует и координирует научно-методическое обеспечение образовательного процесса, организует и координирует усилия преподавателя, ориентированного на исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.
Основными задачами научно-методической деятельности являются:
- исследование эффективности образовательного процесса и управления им;
- управление научно-исследовательской работой педагогов и учащихся;
- обеспечение высокого научно-методического уровня образовательного процесса.
В структуре качественной профессиональной подготовки особую роль играет способность личности к постоянному самосовершенствованию, сохранению и развитию своего творческого потенциала. Наиболее эффективно эти качества формируются в условиях инновационно-образовательных систем. Инновационная профессиональная среда педагога колледжа формруется корпоративным сообществом преподавателей, педагогов-новаторов. Теоретической основой формирования и развития инновационной образовательной среды колледжа является совокупность принципов: открытости, системности, опережающего развития растущих профессиональных потребностей, сотрудничество, непрерывности образования, корпоративности педагогического сообщества.
В колледже функционируют Цикловые методические комиссии (ЦМК), которые действуют в соответствии с «Положением о цикловой методической комиссии». Работа председателей ЦМК координируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, методистом. Председатели цикловых методических комиссий проводят конструктивную, творческую работу для достижения поставленных целей. На заседаниях цикловых методических комиссий утверждаются планы работы и тематика ежемесячных заседаний, обсуждается рейтинговая оценка труда преподавателей, проводится работа по подготовке материалов к аттестации преподавателей, рассматриваются вопросы успеваемости и качества знаний студентов и т.д.
Новые технологии охватывают все стороны дидактического процесса, распространенной формой их проявления являются интерактивные технологии обучения. Степень внедрения определяется как минимизация охвата содержания технологии обучения, так и адаптация форм организации дидактического процесса, как средства организации учебно-познавательной деятельности будущего специалиста.
В целях активизации деятельности преподавателей, мобилизации творческого потенциала педагога, поддержки творческой самореализации в колледже используется такая форма работы, как обобщение передового педагогического опыта.
В целях оказания начинающим педагогам систематической методической помощи организована работа школы молодого педагога. Работа проводится в соответствии с утвержденным планом работы в форме инструктивно-методических заседаний.
Значительное место в колледже занимает информатизация учебного процесса. Ведется работа по созданию электронных пособий по различным дисциплинам всех специальностей.
Наименование мероприятий |
Время |
Форма |
Ответственные |
Занятие №1 1. Требования к нормативным документам: - КТП, РП. - Поурочное планирование. -УМКД (требования) |
Сентябрь |
Беседа
|
Методист Зав.отделением ЦМК |
Занятие №2 Моделирование учебного занятия. -Алгоритм подготовки преподавателя к уроку. - Анализ, самоанализ урока. |
Октябрь |
Лекция |
Методист
|
Занятие №3 Современные образовательные технологии и методики преподавания |
Ноябрь |
Практическая работа |
Методист ЦМК |
Занятие №4 Нетрадиционные формы уроков для улучшения формирования коммуникативной компетенции на занятиях. Методические разработки уроков |
Декабрь |
Анализ собственной деятельности |
Методист |
Занятие №5 Организация исследовательской деятельности студентов |
Январь |
Семинар
|
Методист |
Занятие №6 Психолого-педагогические условия для реализации личностно-ориентированного обучения
|
Февраль |
Лекция, решение пед. задач |
Методист |
Занятие №7 Проблемно-познавательное обучение как форма инновационной педагогической технологии
|
Март |
Семинар
|
Методист |
Занятие №8 Активные методы обучения, особенности их применения |
Апрель |
Лекция |
Методист
|
Занятие №9 Подведениеитогов работы молодых педагогов
|
Май |
Круглый стол |
Зам. директора по УВР Методист |
План заседаний Школы молодого педагога на 2019-2020 уч.год.
ПЛАН
работы Школы молодого педагога
(по оказанию помощи молодому педагогу в профессиональном становлении)
Содержание |
Этапы |
||
"адаптационный" |
"проектировочный" |
"контрольно-оценочный" |
|
Задачи
|
Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя |
Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе |
Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием |
Формы работы
|
Индивидуальная
|
Индивидуальная, коллективная |
Индивидуальная, групповая, коллективная |
Средства, методы
|
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебновоспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии. Методы:репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа |
Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Методического портфолио". Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование |
Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности. Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастерклассы, проблемноделовые, рефлексивноделовые игры) |
Работа консультационного пункта «Школа педагогического мастерства»
Методическая тема: Интенсификация многоуровневого образовательного пространства.
Цель:изучение теоретико-методологических основ преподавания, повышение педагогического мастерства преподавателя
Предполагаемый результат: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение и распространение инновационных технологий в образовательный процесс.
№ п/п |
Тематика занятий |
сроки |
ответственные |
Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
1. |
Консультации преподавателей по выбору темы для самостоятельного изучения. |
4 неделя ноябрь |
Методист |
Формирование списка литературы |
2. |
Информирование и оказание помощи преподавателям при подготовке к конкурсам, конференциям. Оказание методической помощи аттестующимся преподавателям |
4 неделя январь |
методист |
Методические рекомендации: «Алгоритм аттестации преподавателей» |
3. |
Обеспечение ознакомления преподавателей, председа-телей ЦМК с учебно-методи-ческой документацией, спе-циальной литературой. Проведение выставок в библиотеке |
4 неделя март |
методист |
Выставка учебно-методической документации в библиотеке |
4. |
Профессиональный рейтинг преподавателей. |
4 неделя май |
методист |
Обобщение инновационного педагогического опыта. |
План работы научного общества студентов.
|
Формы деятельности и содержание |
Цель данного вида деятельности |
Кто осуществляет данный вид деятельности |
Сроки |
Каким документом оформлять |
1 |
Определение темы научной работы, утверждение плана работы на 2019 – 2020 учебный год. |
Формирование у студентов интереса к научным исследованиям, развитие творческих способностей, содействие в научной, научно исследовательской работе. |
Акжолова С.Б. |
IX |
Списки студентов, темы научных работ. |
2 |
Анализ научно-исследовательской работы студентов. |
X |
Отчеты научных руководителей о состоянии научно-исследовательской работы со студентами |
||
3 |
Консультации. |
XI |
Журнал учебный |
||
4
|
Подготовка к проведению внутриколледжной конференции Предварительная защита научных работ. |
I |
отчет |
||
5 |
Внутриколледжная конференция и олимпиада |
|
IV |
Сборник статей |
|
6 |
Круглый стол НОС (призеров Областных научных конференции и олимпиад) студентами 1-2 курсов. |
|
V |
Отчет |